Как собрать команду для стартапа?

27.08.2015

Существует две крайности. Первая из них, очень распространенная у начинающих предпринимателей, "я все сделаю сам". Есть вполне логичные плюсы такого подхода: координировать только свои действия гораздо проще, чем действия других, иногда это дешевле, да и потенциальной прибылью делиться не нужно. Меньше несогласия и конфликтов. Все делается так, как надо. Риск такого предпринимателя огромен: интерес перегорит, придет понимание, что одному этот воз вести адски тяжело или даже невозможно, придет разочарование и депрессия.

Вторая крайность: чем больше людей, тем лучше. Координировать большое количество людей намного сложнее, у каждого есть своя точка зрения на происходящее, и очень часто она не совпадает с Вашей. Большинство команд, построенных по этому принципу, неизбежно ждет размытие ответственности и конфликты, особенно на почве распоряжения финансами.

Исходя из вышеизложенного, людей должно быть не много, но и не один. Почему большинство проектов лучше начинать вдвоем? Если Вы когда-либо пытались нарисовать простейшие организационные структуры для разных организаций разных сфер бизнеса, или пытались максимально сократить разросшееся дерево организационной структуры, Вы могли увидеть такую закономерность.
Любую организацию так или иначе приходится делить на две часть - непосредственно создающую сам продукт, и продвигающую этот продукт на рынок. Практически никому не удается эффективно делать процессы обеих частей одновременно.

Примеров этого множество: человек может быть хорошим фермером (создание продукта), но продавать свой товар в недостаточных количествах и по низкой цене (плохой продвиженец). Обратная ситуация: человек может продать все, что угодно (продвижение), но сам он ничего не производит. Обычно такие люди работают менеджерами по продажам.

Логично предположить, что эффективной командой будут два человека, один из которых создает продукт, а другой продвигает. Так функционирует большое количество более или менее успешных микробизнесов. Если в Ваших планах присутствует рост компании, эти два человека должны не просто хорошо выполнять работу по созданию/продвижению, они должны всецело ОТВЕЧАТЬ за эффективность создания/продвижения и ни в коем случае не лезть в чужую зону ответственности.

Когда Вы выбираете компаньона для стартапа, ответьте на вопросы "Кто я - создатель или продвиженец?", "Кто он - создатель или продвиженец?", "Смогу ли я создать хорошую систему создания продукта (например) и отвечать за ее эффективную деятельность?", "Сможет ли он сделать то же самое в сфере продвижения (например) и отвечать за нее?". Если Вы отрицательно отвечаете хоть на один вопрос, ищите другого человека.

Сколько бы человек не входило в команду стартапа, необходимо установить четкие зоны ответственности каждого ее члена, а также определить одного "главного" человека, который будет отвечать за координированное взаимодействие всех зон ответственности и отвечать за деятельность организации в целом.

Двум людям проще договориться, но это не исключает риска конфликтов, в том числе фатальных. Чем больше человек в команде, тем выше риски краха из-за внутренних столкновений интересов. Поэтому человек, отвечающий за организацию в целом, должен пользоваться однозначным авторитетом у всех членов команды.

К выбору компаньона для бизнеса следует относиться еще серьезнее, чем к поиску спутника жизни. Вы должны быть уверены в его умственных способностях и человеческих качествах. Тем не менее, практика показывает, что Вас все равно ждут сюрпризы

Сообщество вконтакте : Бизнес портал № 1