Молодой предприниматель России-2016.

28.11.2016

Светлана Энгель, руководитель регионального Центра инноваций социальной сферы, президент муниципального некоммерческого фонда поддержки малого предпринимательства г. Кемерово:

svetlana-engel-mpr-16


— Хорошо, что хотя бы на региональном уровне в конкурсе «Молодой предприниматель России» есть номинация «Женское предпринимательство». Можно дискутировать, надо ли делить бизнес по гендерному признаку, но, давайте говорить прямо: у нас в бизнесе, если даже брать 10-летие назад, женщин было намного меньше, чем сейчас.
Акцент на женском предпринимательстве приводит к осознанию, что женщины, уходящие в бизнес, обеспечивающие себе самозанятость и еще плюс двум-трем работникам, это же здорово! Женщина, которая выходит из отпуска после рождения ребенка, как правило, остается без работы. Что дальше делать? Так пусть у нее будет небольшой бизнес, и свою занятость она может уже определять сама. Сколько ей там быть – 10 часов, 12, 8, 6… Она более свободна. И при этом режиме она сможет больше времени уделять ребенку.
К тому же есть рыночные ниши, в которые пойдут только женщины. Мужчины не будут в этих нишах работать. Или единицы из них будут. Хорошо это или плохо, думаю, только женщины могут оценить.
Ясно, по-моему, одно: изменение гендерной структуры в бизнесе — это движение, это течение жизни, течение рынка. И как раз в конкурсных номинациях мы видим те тенденции, которые наметились у нас и в обществе, и в бизнесе.
То же самое скажу о социальном предпринимательстве. Мы здесь видим развитие конкретных сфер, которые зачастую не являются коммерчески привлекательными. Социальные предприниматели заходят в эти сферы и развивают там свой бизнес, создают конкуренцию бюджетным организациям, или заполняют те ниши на рынке, которые бюджету не по карману заполнить…
Кристина Николаева из Полысаева работает одна с особыми детьми (проект «Центр когнитивного развития для детей с особыми возможностями здоровья «Апельсин»), но подключила для решения их проблем все городское сообщество. Молодец! Это проектный подход. Современный. Как она сможет развиваться как предприниматель, расти – другой вопрос. Но проект — хороший.
Константин Рябченко из Таштагола (проект «Мобильный кинотеатр «Кинолайф») занимается развитием сферы культуры, социализацией, решает проблему развития внутренней инфраструктуры района. Для того, чтобы население там оставалось. Его бизнес соответствует понятиям соцпредпринимательства по отрасли.
Немного огорчает, что в этом году у нас на конкурс «Молодой предприниматель России» заявились по большей части ребята, которые еще только на старте, у которых реальных показателей пока нет. Да, темы интересные, идеи интересные, да, на старте у ребят что-то получается. Но на финал конкурса в Москве отбирают не только оригинальные, но и эффективные проекты.
Есть над чем задуматься…

anzhelika-veremeenko-mpr-16

Анжелика Веремеенко, директор Кемеровского регионального ресурсного центра, руководитель Президентской программы подготовки управленческих кадров:

— Очень понравились ребята, которые думают, как конкурировать на рынке, и это считают одним из своих приоритетов. Это правильный подход к бизнесу, потому что укрепиться на рынке и быть конкурентоспособным, я считаю, это самое главное для компании.

Мне лично понравился молодой предприниматель Дмитрий Бронников из Междуреченска, который организовал мексиканско-кубинское кафе. На самом деле, это неважно, какое это кафе, важно, что оно открылось в глубинке, в маленьком городе, привлекает молодежь. Он сам этой идеей горит, он придумывает, как на базе кафе сделать массовые мероприятия для молодежи, привлечь не только кухней, а обучением. И он готовит кулинаров, проводит там мероприятия. Он очень хорошо понимает миссию своего предприятия, и эту миссию ставит во главу угла своей деятельности. Он гордится своей работой.

Понравилось производство хлеба из пророщенного зерна Вячеслава Витвитского из Топок. И производство кедрового масла Гурия Мартюшева из Таштагола тоже понравились. Но в том и в другом надо больше производить и более качественно. Кедровое масло это то, с чем можно выходить на внешний рынок. Но зарубежный рынок примет только продукт, который соответствует стандартам качества. Сертификатам тем самым пресловутым. Поэтому производителям обратят внимание на качество своего продукта и на масштабы производства. Кедровое масло востребовано на западном рынке, но мы его а) мало производим, б) не того качества, которое требуют зарубежные партнеры.
Таким предпринимателям надо помогать, их надо учить. Почему я несколько человек пригласила на Президентскую программу? Потому что знаю: мы их обучим на Программе, отправим за рубеж на стажировку, они там получат те знания, которые нужны им, чтобы здесь применить. То есть, они увидят эти стандарты качества, они увидят – глаза в глаза – зарубежных партнеров, и они смогут работать уже на другом уровне. У них границы сразу стираются.

mariya-starinchikova-mpr-16-1

Мария Старинчикова, председатель региональной общественной организации «Центр помощи многодетным семьям», председатель молодежного комитета Кемеровского областного отделения ОПОРЫ РОССИИ:
— Я очень рада, что мне удалось поработать не одной площадке этого конкурса, а сразу на нескольких – от социального бизнеса до производства. И меня, как социального предпринимателя, очень порадовало, что наш бизнес в этом году представляли не только группы временного пребывания и центры развития детей. Наверно, мы наконец-то пришли к тому, что этот рынок заполнен, и в чем-то уже переполнен, причем, к сожалению, не всегда качественными услугами.
Радует, что производством стала заниматься молодежь. И если раньше в таком конкурсе если и была представлена мебель, то только ее сборка, то сегодня это уже производство премиальной мебели. И сейчас в номинации «Производство» разнообразные секторы экономики представлены, не знаешь, что выбрать: теплоизоляция и производство премиальной мебели, производство хлеба, кедрового масла!

latyishenko-mpr-16

Елена Латышенко, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области:

— Мне было интересно на этом конкурсе. Даже не хотелось уходить. Любопытно было бы всех номинантов посмотреть-послушать, но довелось только на презентации конкурсантов двух номинаций побывать – «Женское предпринимательство» и «Социальный бизнес года».
Общее, что объединяет всех номинантов, – активная жизненная позиция. И эта особенность наших молодых предпринимателей не может не радовать.

Что касается конкретных проектов, то хотелось бы напомнить, что мы выбирали лидеров регионального этапа конкурса «Молодой предприниматель России», которые должны будут защищать честь Кузбасса на его финальном этапе в Москве. В этой связи лично у меня было много ожиданий от проекта «Шерегеш-трэвел». Потому что сам Шерегеш очень интересен, раскручен — он конкурирует с ведущими горнолыжными курортами России (из тройки лидеров не выходит). Но, к сожалению, наименование проекта было гораздо круче, чем презентация и суть проекта – своего лица, особенностей проекта не было видно. Аванс интриги автор проекта, увы, не использовала.

Нет пока своего лица и у проекта «Обучение детей и взрослых плаванию». Его автор даже не поняла подвоха в вопросе из зала: как называется этот проект — никакой информации о нем в Интернете нет. В принципе как будто бы все логично: местная власть, не имея возможностей эффективно администрировать муниципальную собственность — ФОК, решила запустить туда бизнес. Это бесспорно хорошо: бассейн не простаивает, услуги его востребованы. Это государственно-частное партнерство в микро-масштабе. Но бизнес под крышей муниципального ФОКа и бизнес с лицом муниципального ФОКа, — это все-таки разные вещи. У бизнеса должно быть свое, а у лидеров конкурса «Молодой предприниматель России», еще и неповторимое лицо.

Как, к примеру, у проекта «Центр когнитивного развития для детей с особыми возможностями здоровья «Апельсин». Посмотрите, какую историю закручивает у себя в Полысаево автор этого проекта! Она же одна в своем Центре, а умудрилась почти весь городок вовлечь в свой проект. Это же классно! Не говоря уже о том, что тема эта – особые дети — сейчас «больная», таких ребят все больше и больше рождается, и услуги такого Центра, к сожалению, все более и более востребованными становятся.
Только одна рекомендация (уже не как от эксперта конкурса, а как от уполномоченного по защите прав предпринимателей): всем, кто подобные услуги оказывает, надо очень внимательно составлять договоры с потребителями. Чтобы права потребителей не нарушить, и свои интересы обязательно защитить. Иначе грустная история может получиться даже из самого хорошего проекта.

Понимаю «Росмолодежь», которая нынче исключила из конкурса «Молодой предприниматель России» номинацию «Женское предпринимательство». Я тоже не сторонник деления бизнеса по гендерному признаку, потому что считаю, что бизнес есть бизнес, независимо от пола того, кто его основал.
Вот после презентации проекта «Фотостудия Юрия Лобачева» лично я поняла одно: его автор — добрый, хороший человек. То, что он делает, — истинная благотворительность. От бизнеса, даже социального, его проект очень далек, потому что там нет обязательной составляющей любого бизнеса – прибыли.

Конечно, все мы, и эксперты конкурса, не исключение, — визуалы. И восприятие нами того или иного проекта немало зависит от формы, манеры его подачи. Но одно бесспорно: его автору надо быть интересным! На презентацию проекта дается всего 3 минуты, за 3 минуты надо зацепить, запомниться, — это надо уметь делать! Если просто вышел, скучно оттарабанил какой-то текст, — ну, извини, обижаться можешь только на самого себя! Да, в бизнесе у тебя может быть все хорошо, но в конкурсе ты не победишь.

А вот автор проекта «Мобильный кинотеатр «Кинолайф» был интересен, он смог «зацепить» конкурсную комиссию. И я вот тут я как раз могу сказать, что это — социальный бизнес. Это бизнес, который делает качество жизни людей лучше. В данном конкретном месте. Здесь и сейчас нести радость людям и при этом еще и зарабатывать, — ну, что может быть лучше, на самом деле? Это высший пилотаж!
Вообще самое высшее предназначение предпринимателя, я считаю, -улучшать качество жизни, делать людей счастливыми. Если ты можешь сказать, что делаешь людей счастливыми, значит, ты состоялся в полной мере как предприниматель.

aleksandr-bashtanov-ekspert-mpr-16

Александр Баштанов, генеральный директор Государственного фонда поддержки предпринимательства Кемеровской области:

— Общее впечатление у меня позитивное, потому что сама идея конкурса проектов молодых предпринимателей позволяет понять тренды молодежи, — о чем сейчас думают, что планируют наши молодые предприниматели.
Замечу, что по сравнению с прошлыми годами проекты стали более практичными, более реальными. Все-таки влияние нынешних непростых условий в экономике накладывает свой отпечаток. И с другой стороны, проекты конкурсантов прошли закалку непростыми экономическими условиями и, наверное, будут более устойчивыми.
Мне понравились все проекты. Потому что каждый проект – это, прежде всего, значит, что предприниматель решился показать свой бизнес. Быть прибыльным в наше непростое время для малого бизнеса — означает уже быть победителем, уже быть в выигрыше. Вне зависимости от того, какой проект какое место займет, каждый из них уже является лидером, победителем.


Источник: газета Кузбасс